Малоизвестные факты о подготовке первого полёта человека в космос

Малоизвестные факты о подготовке первого полёта человека в космос

Про первый в истории пилотируемый космический полёт написано и снято так много, что, кажется, рассказать что-то новое и интересное нереально. Однако, как ни странно, многие важные документы о полёте рассекретили только недавно, в 2011-м, а их систематизацией и анализом биографы занимались все последние годы. 

  1. Летом 1959 года медики ГНИИ авиационной медицины разъехались по авиационным частям, изучая личные дела лётчиков и проводя собеседования с теми, чьи медицинские книжки их устроили. Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 175 сантиметров, вес – до 75 килограммов, отличное здоровье. Всего были просмотрены медицинские книжки трех с половиной тысяч человек. По медицинским показателям, служебным характеристикам и по соответствию критериям отбора для собеседования отобрали всего 347 человек.
  2. Среди задаваемых на собеседовании вопросов были: «Желаете ли вы летать на более современных типах самолётов, на новой технике?» и «Хотели бы вы полететь на ракетах вокруг Земли?». Большинство летчиков соглашались. Но никаких подробностей им не раскрывали.  Среди них был и Гагарин. #20малоизвестныхфактовопервомполётевкосмос 
  3.  Юрий Гагарин проходил обследование в Москве с 7 октября по 4 ноября. Решение комиссии звучало так: «Здоров. Годен без ограничений к лётной работе. Может быть допущен к III этапу подготовки. Обращается внимание на систолический шум функционального характера».
  4. Отбор кандидатов в космонавты осуществлялся специальной группой специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя. К февралю 1960 года этап психофизиологического обследования успешно прошли лишь 29 человек, ставшие финалистами отбора. 
  5. Психологи обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина: «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. (…)Любимое слово — "работать". На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной."
  6. Слово «космонавт» окончательно вошло в обиход за год до первого полёта, когда министр обороны СССР Родион Малиновский издал «Временное положение о космонавтах». И в мировой науке, и в фантастической литературе чаще использовался термин «астронавты».
  7.  В подготовку первого отряда советских космонавтов входили теоретические занятия: основы высшей математики, небесной механики, механики твёрдого тела, астрономии и геофизики, медицины и биологии, а также технические дисциплины по ракетно-космической технике и специальный курс киносъёмки. Помимо теории, будущие космонавты практиковались в прыжках с парашютом, физкультуре и проходили тренировки по кратковременной невесомости в двухместном реактивном самолете МиГ-15УТИ.
  8. Первым из отряда космонавтов, кто вызвался примерить кресло в космическом корабле, оказался Юрий Гагарин. Это случилось 18 июня 1960 года, когда они приехали на опытный завод ОКБ-1 и впервые увидели в сборочном цехе прототипы корабля «Восток» (3КА). Это же был день его знакомства с главным конструктором Сергеем Королёвым.
  9. Несмотря на ряд неудач, Королёв так хотел обогнать американцев, что уже в октябре 1960 года на заводе ОКБ-1 был сделан упрощённый тренажер корабля «Восток». Для ускоренной подготовки на нём были выбраны шесть космонавтов: Гагарин, Попович, Титов, Карташов, Нелюбов и Николаев. Карташова заменили на Валерия Быковского из-за обширных кровоизлияний в кожу, которые появились у Карташова при испытаниях в центрифуге с перегрузками.
  10. Знаменитое «Поехали!» Гагарин услышал от лётчика-испытателя Марка Галлая, который был главным инструктором во время тренировок в Летно-исследовательском институте в городе Жуковский, которые начались в ноябре 1960 года.
  11. 17 января 1961 года шестёрка кандидатов выполнила зачётные тренировки в тренажёре в Летно-исследовательском институте, а 18 января сдала в Центре подготовки космонавтов экзамен. Комиссия поставила отлично всем космонавтам, но рекомендовала в полётах придерживаться следующего порядка: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович. На первых троих к весне 1961 года и были изготовлены индивидуальные скафандры.
  12. О том, кто полетит первым, а кто станет запасным, Гагарину и Титову объявили 10 апреля, всего за два дня до запуска (решение Госкомиссия приняла 8 апреля).
  13. В последний момент всё могло измениться. При контрольном взвешивании выявили перевес корабля с космонавтом в скафандре на 14 килограмм. Возникла идея поменять Гагарина на более лёгкого Титова, но её отверг Королёв, дав распоряжение демонтировать второстепенное оборудование и часть кабелей.
  14.  Утром 12 апреля, когда на Гагарина и Титова надели скафандры, обнаружилось, что у космонавтов нет никаких опознавательных знаков. Тогда специалист по скафандрам Виктор Давидьянц кисточкой нанёс на шлем Юрия Алексеевича надпись «СССР», чтобы космонавта после приземления не спутали с диверсантом. Буквы рисовали, не снимая шлем с головы Гагарина, за 20 минут до его выезда на старт.
  15. До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублёра. Помимо всем известного Германа Титова, дублёром был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полёт в случае особых обстоятельств. Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полёта Гагарина он был исключён из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая.
  16.  Перед запуском было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое было записано Юрием Гагариным, два других – его дублёрами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Также было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, на случай катастрофы.
  17.  Перед запуском «Востока-1» произошло ЧП: при проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал.  Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, и старт был осуществлён в запланированное время.
  18. Полёт «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан в конверте особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля.
  19.  Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!». Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.
  20.  Из первых космических отрядов СССР и США сейчас жив только советский космонавт Борис Валентинович Волынов. Сейчас ему 87 лет.


13 апреля 2022
11:30
Поделиться