"Увидеть мир прекрасней и мудрей" - виртуальная выставка, посвященная 85-летию со дня рождения О.А. Дуняк и 105-летию со дня рождения Р.М.Ермолаевой.

Эта виртуальная выставка к Международному женскому дню представляет вашему вниманию работы из фондов Галереи им. Ю.А.Зайцева, созданные двумя выдающимися художницами Чувашии, юбилеи со дня рождения которых отмечаются в наступившем 2025 году.

Речь идёт об Ольге Александровне Дуняк (85 лет со дня её рождения исполнилось бы в октябре этого года) и Розалии Михайловне Ермолаевой (105 лет со дня рождения отметим в декабре).

Итак, Ольга Александровна Дуняк: два года назад, 12 марта 2023 года, ушла в лучший мир эта удивительная художница.

   

  Дуняк Ольга Александровна (19.10.1940 – 12.03.2023) – художник декоративно-прикладного искусства, заслуженный художник Чувашской Республики. 

О.А. Дуняк была многогранным художником, а также большим педагогом, она свободно владела разными видами искусства: живописью, художественным стеклом и декоративной керамикой.  Неиссякаемым источником вдохновения художницы являлась природа. Её живописные работы перекликаются, находя своё отражение в художественном стекле. А в керамике, работая с глиной, шамотом, фаянсом, О. А. Дуняк искала новые средства для воплощения своих творческих замыслов, используя традиции национальной орнаментики и декоративно-прикладного искусства.

Родилась Ольга Дуняк 19 октября 1940 года  в Чебоксарах в артистической семье. Отец её, Дуняк Александр Александрович, – актёр Республиканского русского драматического театра, заслуженный артист РСФСР, народный артист ЧАССР. Мать, Ольга Ивановна, – преподаватель Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова. Разносторонняя творческая одарённость родителей соединилась в дочери: в 1963 г. она с отличием окончила Чебоксарское художественное училище и поступила в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица), на факультет декоративно-монументального искусства, отделение художественного стекла и керамики.

С именем О.А. Дуняк связано возрождение гончарного производства в Чувашии. По ее эскизам и образцам в 1970-80-е годы начали изготавливать на гончарном круге горшки, кринки и миски, получившие художественное качество. Художница первой обратилась к наследию мастеров народного промысла, ее вдохновили форма и орнамент традиционной посуды, встречающейся на территории Чувашского края. Эта керамическая продукция вышла в серийное производство и была очень популярна.

Творческая энергия вовлекала О.А. Дуняк в активное участие в культурной жизни республики. Работу на производстве Ольга Дуняк успешно сочетала с художественной деятельностью: в 1972-1990 гг. была художником Чувашских творческо-производственных мастерских художественного фонда РСФСР, являлась членом Правления Союза художников Чувашии, председателем комиссии по работе с народными мастерами, членом бюро Секции монументального и декоративно-прикладного искусства.

Широкое признание О.А.Дуняк получила и произведениями из стекла. Она выполняла свои композиции в гутной технике методом свободного выдувания. Все эти произведения – уникальные выставочные ансамбли. Они неизменно экспонировались на городских, региональных, всесоюзных выставках. Это декоративные вазы, блюда, панно. В них ярко виден сложившийся авторский почерк и стиль Ольги Дуняк.

Двадцать два года (1980-2001) Ольга Александровна отдала преподавательской деятельности в Чебоксарском художественном училище. Ею были заложены основы профессиональной керамической школы в Чувашии: обладая творческой активностью, авторитетом и высочайшими профессиональными качествами, она смогла организовать процесс обучения и оказала влияние на формирование индивидуального стиля молодых мастеров. Именно Ольгой Александровной Дуняк были определены направления развития чувашской художественной керамики на рубеже XX-XXI вв.

Для чувашской культуры ее уход 12 марта 2023 года стал невосполнимой утратой.

Большое количество произведений Ольги Дуняк хранятся в фондах Чувашского государственного художественного музея.

В Мариинском Посаде на постоянной экспозиции Галереи им. Ю.А. Зайцева находятся два удивительных набора, созданных её талантливыми руками: набор «Деревенский» (керамика) и комплект «Зимнее утро» (гнутое стекло).  

                           

О.А. Дуняк

Набор «Деревенский» (керамика)

О.А. Дуняк

Комплект «Зимнее утро» (гнутое стекло)

Ермолаева Розалия Михайловна (28.12.1920  - 04.07.2004) - художник-живописец, педагог, заслуженный работник культуры Чувашской АССР (1975) и Российской Федерации (1995), Член Союза художников (с 1961). 

   

     Один из самых талантливых живописцев и педагогов Чувашии. Жизнь ее была примером самозабвенного служения искусству. Сотни учеников мастера с благодарностью будут помнить образ этого светлого, бескорыстного, яркого человека.

Розалия Ермолаева родилась в Казани 28 декабря 1920 года в семье капитана речного пароходства. Выросла на просторах Волги: детство провела сначала в Ильинке, а потом в Мариинском Посаде, где в 1931 году родители купили дом. В нашем городе окончила восьмилетнюю школу. Отец, сам когда-то мечтавший стать живописцем, всячески поощрял тягу дочери к рисованию.

С отличием окончила Алатырское художественно-граверное училище, четырехлетний курс которого, прошла за три года (1937-1940). Годы учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, куда она поступила в 1940 году, пришлись на непростое время.

С началом войны Розалия Ермолаева становится добровольцем санитарной дружины, трудится в госпитале, размещённом в здании Академии художеств, активно участвует в подготовке экспонатов Эрмитажа и Русского музея для эвакуации. К полноценной учёбе возвращаются лишь в 1944 году.

По окончании института в 1948 году, вместе с мужем Гуриным В.С. и другом Бургуловым Е.Е. приезжает в Чебоксары.

 Трудно сказать, каким бы сегодня было чувашское изобразительное искусство, если бы не их приезд в Чебоксары. Окончив учебу в Академии художеств в Ленинграде, прерванную войной, они с жаром принялись за работу. Тот скачок, который произошел в чувашском профессиональном изобразительном искусстве, был связан с ними. Эти люди сыграли огромную роль в судьбе большинства художников старшего и среднего поколения. С этого времени жизнь этих замечательных художников неразрывно связана с Чебоксарским художественным училищем. Розалия Михайловна посвятила ему почти 50 лет. Работала преподавателем (1948-1997) и  директором (1972-1976) ЧХУ.

Участник республиканских и зональных выставок. Ее высокий профессионализм живописца и педагога внесли свою лепту в развитие живописи в Чувашской Республики и в становлении будущих художников. Многие поколения замечательных художников, чье творчество нашло признание не только в республике, но и за ее пределами, считают себя учениками Розалии Ермолаевой. Среди них и те, чьи работы воплощают лучшее, что есть в чувашском искусстве: Ревель Федоров, Праски Витти, Анатолий Миттов, Николай Карачарсков, Владимир Агеев, Виктор Бритвин, Александр Федосеев и многие, многие другие.

Была председателем Правления Союза художников Чувашии (1964-1967). Многие годы избиралась депутатом Чебоксарского городского Совета народных депутатов, народным заседателем городского народного суда, членом президиума Чувашского обкома профсоюза работников культуры. 

Творческая деятельность Розалии Михайловны и активная жизненная позиция были высоко оценены. Она неоднократно награждалась почетными грамотами, удостоена медали «За оборону Ленинграда» (23 июня 1945), награждена медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945» (3 апреля 1946), была удостоена медалей «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР и значком Министерства культуры СССР «За отличную работу», была удостоена звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (1995).

Ермолаева Розалия Михайловна прожила яркую, богатую событиями жизнь. Вырастила двух сыновей – художников. Гордостью чувашского искусства стали многие ее ученики.  Она ушла 4 июля 2004 года на 84 году жизни. Ее жизненный, творческий и профессиональный путь составляют одну из замечательных страниц истории и искусства Чувашии.

 Живописное наследие Розалии Ермолаевой составляет «золотой фонд» чувашского изобразительного искусства. Работы «Юннатка» (1952) и «Сирень» (1955) находятся в постоянной экспозиции Чувашского государственного художественного музея.

Нам с вами повезло, что в фондах Галереи им. Ю.А. Зайцева есть два прекрасных произведения Розалии Михайловны Ермолаевой. И сейчас они находятся на постоянной экспозиции. Это небольшие живописные работы «Лето» и «Первый снег».

    Р.М. Ермолаева  

«Лето»

картон, масло. 43х39, 1960 г.

                             

  Р.М. Ермолаева  

«Первый снег»

картон, масло. 30х40